Свяжитесь с нами

 

Зачем бизнесу управленческий учет

Зачем бизнесу управленческий учет

В развитых капиталистических странах бизнес начинается после многих лет обучения, написания бизнес плана и понимания базовых основ. Несмотря на это,  90% компаний разоряются в следующие 10 лет.

Как начинается бизнес в нашей стране? Большинство компаний открываются по наитию, оптимизируются по ходу дела и умирают по стечению обстоятельств. Чудес в этом нет, по многим теориям, в том числе, профессора Адизеса, компании проживают разные жизненные циклы. На первых этапах, вполне достаточно энтузиазма и здорового авантюризма собственника.  Но, через какой-то период времени, без бюрократии и порядка наступает «самопоедание». Как результат,  компания не способна отделить прибыльные операции от убыточных, сократить лишнее, усилив ценное, а продолжает метаться в поиске прежнего энтузиазма.

Все хорошее когда-то заканчивается, так и прибыльный продукт, новая ниша, благодатный рынок меняются в худшую сторону и перестают приносить прежние прибыли. И если компания не замечает финансовых изменений, или хуже того, ориентируется только на бухгалтерские показатели, например «выручка», то «дело беда». Незаметно компания продает больше, но только не зарабатывает, а терпит убытки. И причина тому – отсутствие управленческого учета.

Без должного учета всех затрат многие инвестиции превращаются в рентабельность равной «обогреву улицы», когда невозможно оценить отдачу на вложенный рубль. Когда раздаются скидки, которые, по сути, несут компании убытки, а не лояльность клиента.

Хуже того, некоторые сотрудники компании могут понять, что учета нет, а есть сплошные бреши и собственник сидит «в высокой стеклянной башне». Вот тогда у них расцветает коррупция и воровство, под веселые корпоративы и заискивающее заглядывание в глаза простодушному собственнику.

Ряд владельцев компаний, не желает знать, как на самом деле обстоят дела. Зачем? Ведь это неприятно. Для того, что бы видеть полную картину нужно вносить все затраты, учитывать свои спешные и спонтанные изъятия из бизнеса, сопоставлять цифры и анализировать. Особенно актуально, если учет ведется только по бухгалтерии, нет возможностей считать курсовые прибыли/убытки, бонусы поставщиков, внутрихолдинговые прогоны.

Обостряются проблемы при снижении выручки, ведь кассовый разрыв, в первую очередь, ждет именно там. Когда рынки растут и товара не хватает – компания не чувствует, что каждый рубль выручки — это 3 копейки убытка (условно). Зато когда наступает спад и приход денег падает, а расход остается прежним – становится понятно «кто купался голым». Все это могло бы быть решено, будь внедрен ранее управленческий учет.

Также отсутствие управленческого учета позволяет заниматься не прибыльной торговлей, например, компания много тратит на транспорт и бой тары, что съедает, казалось, бы высокую наценку. И каждый новый клиент и увеличение выручки только ускоряет шаг в клуб банкротов.

Управленческий учет позволяет определить точку безубыточности, пропорцию постоянных и переменных затрат. Понимать ниже какой наценки товар продавать нельзя. В переменных затратах понимание цифр дает возможность не терять на убыточных доставках, переплачивать продавцам, раздавать скидки в ущерб бизнесу, но на радость людям.

Когда владелец понимает свой бюджет затрат, он понимает какую валовую прибыль ему надо генерировать. Зная наценку он формирует план по выручке, затем проецирует это на команду продаж, закупок и понимает реальные бизнес цели, а не «давайте просто быстрее шевелиться».

Использование управленческого учета и такого подхода позволяют моделировать сценарии «что если» и проигрывать сюжеты с изменением затрат на разные сферы (закупки, реклама, ФОТ) и понимать на каком объеме продаж компания становится убыточной или как влияет на итоговую прибыль всего +1% наценки, в конкретных деньгах. По нашим наблюдениям около половины бизнесменов не способны ответить на эти вопросы.

Типичный финал роста «давай, давай» без управленческого учета очень похож – компания берет кредит, ибо, почему-то не хватает оборотки.

Затем деньги возвращать все сложнее и сложнее, дебиторка почему то приходит все хуже, но и в самый «подходящий момент» падают продажи. В итоге кредит, взятый на «ура» развитие превратился в могильный камень для бизнеса. Ибо проценты не знают выходных и «наверное, сезон не очень был».

Самое сложное в управленческом учете – воля владельца. Надо иметь мужество, чтобы признать себе, что в компании учета нет и надо разбираться с самого начала. Затем переламывать остальных, привыкших «как быстрее» работать «как правильно». Разумеется,  это «понравится» тем, кто привык работать в мутной системе и нашел свои «лазейки». Владелец встретит волну протестов, саботажа и рассказов «почему нет» и «у нас особый случай». Но, случай, как правило, типичный – или ведешь учет и знаешь правду, или не ты имеешь бизнес, а бизнес имеет тебя.

Нет комментариев

Написать комментарий

Комментарий
Имя
Email
Website